Например, для того чтобы выполнять функцию надзора за деятельностью исполнительной власти, парламентарию желательно иметь в своём распоряжении серьёзный массив данных для контроля правительственных чиновников: если парламентарий хочет достичь успеха в этом, то ему или ей потребуются собственные источники информации. Или когда в парламенте обсуждаются актуальные национальные или международные проблемы, политические оппоненты постараются ухватиться за недостаток точной, проверенной информации у противоборствующей стороны.
Библиотеки законодательных органов являются, по определению, специальными библиотеками. Парламентские библиотеки обслуживают строго определенный круг читателей, а, именно, депутатов и их помощников. Они также поддерживают свой законодательный орган в целом и могут в этой связи иметь дополнительные функции, например, хранения печатной информации или предоставления информации о парламенте общественности, школам. Если бы пришлось создавать парламент с нуля, можно было бы раздумывать, а нужна ли парламенту библиотека? В мире до сих пор преобладает представление о библиотеке как о здании, где физически хранятся печатные материалы. Например, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет библиотеку, как «учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования». Но приведенное определение не указывает на реальные возможности парламентских библиотек для удовлетворения информационных запросов парламентариев в двадцать первом веке. Для удовлетворения этих потребностей парламентским библиотекам необходимо предоставлять парламентариям точную и своевременную информацию, что не всегда критично для деятельности других типов библиотек. Также парламентариям необходима помощь специалистов, владеющих специальными знаниями и навыками, такими как быстрый поиск информации, оценка достоверности информации, а также возможность проконсультироваться со специалистами, владеющими знаниями по широкому кругу вопросов, как в глобальном, так и законодательном контексте.
Парламентская библиотека может выдвинуть ряд аргументов в пользу существования специальной библиотечной службы в парламенте, такие как:
- Парламентские информационные службы предназначены исключительно для парламента, отвечают его потребностям и ритму работы. Это означает, что работники этих служб понимают, как работает парламент, и отвечают на его потребности.
- Работа на парламент, а не на правительство. Правительства с удовольствием предоставляли бы парламентам информацию, но, скорее всего, это информация отвечала бы интересам исполнительного органа. По некоторым вопросам правительство вообще не предоставляет информацию, и парламентарии вынуждены искать альтернативные информационные источники. Кроме того, парламентариям нужны независимые источники информации, если они хотят эффективно контролировать действия правительства.
- Охват всего комплекса общественно-политических проблем. Парламентская библиотечная служба действует по принципу «одного окна» - парламентарии могут обращаться в библиотеку в поисках информации по широкому кругу вопросов, о которых им необходимо составить собственное мнение.
В настоящее время в мире различают две противоположные тенденции касающихся парламентских библиотек. Первая относится к расширению функций и использованию за пределы парламентского учреждения; ко второй тенденции относится более сильная специализация услуг под более строгим парламентским контролем. Обе эти тенденции являются результатом изменения контекстов и основаны на общих теоретических основаниях. Существуют важные примеры каждой тенденции, хотя каждый случай уникальный, и каждая библиотека выбрала свой ??собственный путь. Что касается первого направления, некоторые парламентские библиотеки, без изменения их главной миссии и политики, открыли свои услуги для широкой публики. Такие парламентские библиотеки существуют в Италии и Шведии. В других случаях парламентские библиотеки взяли на себя роль национальных библиотек в сфере специальных дисциплин, такие как политология, право и другие общественные науки. Например, парламентские библиотеки Финландии, Эстонии и Японии, которые играют значительную роль как национальные библиотеки. Что касается парламентских библиотек в России, то сразу после организации российской парламентской библиотеки коллектив приступил к формированию фонда официальных документов. В числе приоритетных целей, было задумано создание фонда официальных публикаций государств бывшего Советского Союза, так как эти государства
- связаны десятилетиями общей истории;
- имели единую систему государственного управления, общее правовое поле;
- тесно переплетены экономическими, политическими, военными, культурными связями;
- были единым государством
В ответ на эту потребность Парламентская библиотека, в первые же дни, обратилась с письмами в национальные библиотеки республик бывшего Советского Союза, в Посольства (Представительства) государств бывших советских республик в Москве с просьбой рассмотреть возможность организации обмена публикациями официальных документов между парламентами этих государств. В итоге совокупный фонд законов государств-участников СНГ на русском языке в Парламентской библиотеке России составляет более восьми с половиной тысяч документов. Отношения обмена с Арменией официальными периодическими изданиями установлены с 1998 года с Библиотекой Аппарата Президента Республики Армения. С библиотекой Национального Собрания Республики Армения Парламентская библиотека РФ участвует в конференциях, выполняет запросы, обменивается телефонными звонками и письмами.
Меликджанян Лилит