14 июля 2015 г.
Как сообщил журналистам 14 июля официальный представитель Министерства иностранных дел России Александр Лукашевич, в связи с серией терактов, произошедших в последнее время в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, в т.ч. Тунисе, Кувейте и Йемене, и растущим количеством обращений росграждан в МИД России с просьбами о «запрете» выезда в ту или иную страну, необходимо разъяснить следующее.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права каждый гражданин имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.
Данная норма нашла свое отражение в Конституции Российской Федерации, согласно которой (ч.2 ст.27) «каждый имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации». Это конституционное право может быть ограничено «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч.3 ст.55 Конституции).
В русле этих норм следует и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», статья 15 которого четко оговаривает возможные случаи временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд за рубеж.
В то же время статья 5 этого же закона гласит: «В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации». Иными словами, гражданин самостоятельно принимает решение о выезде за границу.
Необходимо, по мнению Александра Лукашевича, в данном конкретном случае подчеркнуть, что такие рекомендации не могут носить произвольный характер. Они издаются в отношении конкретной страны, в т.ч. той, где происходят террористические акты, массовые беспорядки или иные насильственные действия, в строгой увязке с практическими действиями властей этой страны по обеспечению должного уровня безопасности иностранных граждан, а также принимаемыми ими нормативно-правовыми актами, включая решения о введении чрезвычайного положения, комендантского часа или иных ограничений на свободу передвижений физических лиц.
Безусловно, гражданин Российской Федерации вправе по своей инициативе отказаться от запланированной им туристической поездки в ту или иную страну, если этому препятствуют не зависящие от него обстоятельства, в т.ч. касающиеся уровня его личной безопасности. Возможность и порядок компенсации (в т.ч. с использованием страховых механизмов) расходов, понесенных в таком случае в связи с заблаговременным приобретением туристического ваучера и авиабилета, регулируются, в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В частности, статьей 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ закрепляется право туриста потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровья.